Венчальная пара.
В числе наиболее распространенных икон, входящих в структуру любого домашнего иконостаса, встречаются парные изображения Богоматери
и Иисуса Христа, написанные на небольших деревянных досках. Это «венчальная пара» — традиционная композиция, которая преподносится
молодоженам к обряду венчания и почитается в качестве наиболее ценных домашних святынь, символа крепкого брака, любви и домашнего
очага.
Венчальная пара пишется на заказ и представляет подарок родителей, который преподносится молодым в день венчания. В процессе
богослужения священник благословляет невесту иконой Божьей Матери, а жениха — иконой Иисуса Христа, которые те, выходя из храма,
держат в руках. Впоследствии образа помещаются рядом в домашнем иконостасе, символизируя единение семьи и напоминая о дне
венчания.Наиболее распространенное исполнение венчальной пары представлено в традиционных изводах Христа Вседержителя и Казанской
Божией Матери, хотя нередко встречаются композиции с иконами Спаса на плате, Владимирской, Иверской Богоматери и в других вариантах.
Лики венчальной пары пишутся в общей стилистике на деревянных досках в размер пядницы (20 на 24 сантиметра) или же аналойной иконы
(31 на 27). На полях могут быть расположены изображения святых покровителей жениха и невесты, новозаветной Троицы или же сцены из
евангельской истории.Венчальная пара — это основа домашнего иконостаса, который впоследствии дополняется мерными (с рождением детей)
и другими иконами. При этом, с точки зрения иконографии, венчальный образ не имеет каких либо характерных отличий. Лишенный пары, он
теряет былое значение и превращается в обычную родовую икону, которая передается от одного поколения к другому как часть истории
семьи.
Мерные иконы.
Мерная икона — образ святого, написанный на доске в мерку новорожденного младенца — входит в число древнейших православных традиций.
Первые из дошедших до наших дней образцов датированы серединой XVI столетия. В те времена «родимый образ» был безусловной
прерогативой дворянства и царской власти. Сохранились иконы, написанные на рождение царевича Дмитрия и одной из сестер императора
Петра I Софьи. Тогда мерные иконы были символом богоизбранности, залогом божественного заступничества и, в силу высокой стоимости,
оставались недоступными для представителей низших сословий. В последующие годы эта традиция была практически забыта, однако сегодня
она переживает второе рождение.Подобно нательному кресту, мерная икона входит в число личных святынь, принадлежащих конкретному
человеку и связанных с его жизнью и судьбой. Сама традиция написания образа в мерку младенца представляет идею отождествления
ребенка со святым покровителем, имеющим то же имя, что и владелец иконы. С другой стороны, мерная икона — это и ценный подарок,
который преподносится на рождение нового человека и остается с ним на всю жизнь.Как правило, мерная икона пишется сразу же после
рождения ребенка. Размеры доски соответствуют росту и ширине плеч, которые измеряются на восьмой день после появления младенца на
свет. Далее мастер-иконописец пишет образ святого, в честь которого при крещении нарекается имя. В ином случае изображается
соименный святой или ангел-хранитель, который символизирует божественное покровительство и защиту. Традиционно «родимый образ»
представляет изображение святого в полный рост, однако, в целом, единого канона не существует. Известны многофигурные иконы с
изображениями Богородицы, Спаса, святых покровителей родственников младенца или житийными сценами, которые размещаются на полях
образа.Мерная икона не связана непосредственно ни с одним из церковных таинств, хотя, зачастую, образ пишется ко дню Крещения
ребенка. В этом случае священнослужитель может поместить ее на аналое или рядом с купелью. В дальнейшем икона вешается над кроваткой
младенца и, впоследствии, занимает место в домашнем иконостасе.
Именные.
Издревле в православной традиции почитаются изображения соименных святых — именные иконы, которые пишутся для конкретного человека и
относятся к категории личных святынь. Это наиболее распространенное и характерное направление русской иконописи, обладающее особыми
стилистическими и символическими чертами.Именная икона представляет собой изображение тезоименного святого, именем которого человек
нарекается при крещении, или же соименного святого, который особенно почитается в данной конкретной семье. Образ небесного
покровителя символизирует связь человека с Богом, и, для владельца иконы, он обладает особым смыслом.Иконы соименных святых
существуют во множестве видов и форм исполнения, которые определяются назначением или традицией. Мерные именные иконы пишутся на
доске в рост младенца и создаются ко дню крещения. Походные отличаются небольшими размерами и могут быть выполнены в непривычных
техниках, таких, как чеканка или резьба по дереву. Известны высокие «ростовые» изображения святых, подобных серии икон,
принадлежавших членам семьи Романовых и хранящихся ныне в иконостасе Архангельского собора в Москве. Широко распространены также
небольшие домовые именные иконы, которые традиционно составляют основу любого домашнего иконостаса.Иконография именных икон
чрезвычайно разнообразна, при этом каждый святой пишется в соответствии с частным каноном. Ростовые изображения наиболее характерны
для мерных икон, в иных случаях фигура святого пишется по пояс или по грудь. В ряде случаев именные иконы представляют многофигурные
композиции с изображениями небесных сил, Богородицы и Христа, а также праздники и сцены из библейской истории.
Семейные.
История православия знает множество икон, которые различаются по размерам, по технике исполнения и символическому значению. Каждая
икона уникальна, и, несмотря на строгие каноны изображения, сложно найти два образа, которые в точности повторяют друг друга. Вместе
с тем, иконопись не случайна, и многие из известных сегодня икон находятся в тесной связи с каким-нибудь ритуалом, с конкретным
событием, местом и человеком. Первое характерно для храмовых образов, когда иерархия, положение и степень участия в богослужении
определяет иконографию и стилистику икон, которые делятся на аналойные (целовальные), киотные, иконостасные и выносные. Что касается
домовых икон, то здесь каждый образ является отражением истории конкретного человека или семьи.В подавляющем большинстве, домовые
иконы находятся в связи с каким-либо значимым радостным или трагическим событием. Мерные иконы пишутся на рождение ребенка,
венчальные — к обручению, обетные — по достижению чего-либо важного или же в благодарность за помощь и избавление от беды.
Исключение составляют семейные образы, на которых изображаются святые покровители дома, а также, нередко, и сами члены семьи, что
наиболее характерно для старых икон, принадлежавших дворянству и представителям царского рода. Нередко семейные иконы несут
изображения Христа, Богородицы или ангела хранителя, который символизирует божественную защиту и покровительство дома.Наряду с
мерными и семейными, широко распространены венчальные иконы Богородицы и Христа. «Венчальная пара» представляет собой подарок
родителей и преподносится молодым в день венчания. Венчальные иконы пишутся в единой стилистике и символизируют единение жениха и
невесты. Как правило, иконописец обращается к традиционным образам Христа Вседержителя и Казанской Божьей Матери. Пара
непосредственно связана с обрядом венчания: в процессе церемонии священнослужитель благословляет невесту иконой Богоматери, а жениха
— иконой Христа. Выходя из храма, молодые держат лики в руках и впоследствии помещают их рядом в домашнем иконостасе.Обетная икона
пишется по особому обещанию или в память о значимом, важном событии. Нередко это копии с исцеляющих и чудотворных икон или
изображения святых покровителей и заступников. Обетные иконы создаются в благодарность за избавление от опасностей и болезней,
которые угрожали родным и близким. В ином случае, образ свидетельствует о каком-то значительном деле, о достижении благополучия и
успеха или же представляет прошение заказчика о милости и божественном покровительстве. Известны обетные лики, созданные на средства
знаменитых правителей и полководцев. Среди них наиболее почитаема икона Божьей матери Боголюбской, написанная по заказу великого
князя Андрея в период консолидации государства в XII веке.С точки зрения стилистики храмовые и домовые иконы не имеют принципиальных
различий, за исключением того, что храмовый образ, как правило, несколько больше и более богато украшен. Немало венчальных, семейных
и мерных икон, пожертвованных приходам, заняли свое место в иконостасах церквей и соборов.