Проекты
                                                        "Древнерусская иконопись". Из книги В.Шумкова

                                                                            4. Иконография преподобных

Среди русских преподобных жен практически нет таких, которые пользовались бы широким общерусским почитанием. Их культ носит преимущественно локальный местный характер. Среди них - Ефросиния Суздальская (1207 - 1250), дочь черниговского князя Михаила Всеволодовича, погибшего в Орде вместе с боярином Федором (оба канонизированы в конце XIII века). Получившая при крещении имя Феодулии, в 1227 году она поехала в Суздаль для того, чтобы выйти замуж, но ее жених умер, и княжна ушла в суздальский Ризоположенский монастырь. При нашествии Батыя эта обитель по молитвам Ефросиньи не пострадала. Житие святой было написано в XVI веке монахом суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорием. Его текст в 1570-х годах был случайно обнаружен суздальским епископом Варлаамом, что послужило поводом к канонизации Ефросиньи, но даже после этого ее почитание носило локальный суздальский характер. Ранние иконы преподобной не сохранились, заметное распространение они получили во второй половине XVII века, а в 1700 году произошло обретение ее мощей. Житийные иконы Ефросиньи встречаются редко. Один из таких образов, созданный в Палехе на рубеже XIX - XX веков, связан своим созданием с 200-летием празднования обретения мощей святой.
Многие русские преподобные, как и Ефросинья, происходили из княжеского рода. К ним принадлежала и Анна Кашинская (ок.1280 - 1368), дочь ростовского князя Дмитрия Борисовича и супруга князя Михаила Тверского. После смерти в Орде мужа, казненного ханом Узбеком, княгиня Анна приняла монашество в тверском Софийском монастыре с именем София. По просьбе своего младшего сына, удельного князя Василия Михайловича Кашинского, она переселилась из Твери в Кашин, в Успенский монастырь, где приняла схиму с прежним именем Анна. В XVII веке у гробницы княгини, где стояла ее древнейшая икона, стали происходить чудеса, что послужило поводом к ее общерусской канонизации в 1650 году. При открытии и перенесении мощей святой в кашинский Воскресенский собор было обнаружено, что пальцы ее правой руки были сложены в двоеперстие, а это не соответствовало проводившимся тогда патриархом Никоном церковным реформам и дало повод для последующего почитания Анны Кашинской старообрядцами. Из-за волнений по этому поводу уже очень скоро, при патриархе Иоакиме, было проведено повторное освидетельствование чудес от мощей, в результате которого с 1667 года святая утратила общерусское почитание.
В 1909 году Синод принял решение о восстановлении почитания Анны Кашинской, после чего было написано множество ее икон. Те образы святой, которые созданы до этой даты, представляют большую редкость. Они не обязательно связаны со старообрядцами, но могут отражать не прекращавшуюся в Кашине, несмотря на решения церковных властей, традицию почитания местной святой.
В образе преподобных, облаченных в схиму, предстает на иконах и супружеская пара князей древнего Мурома - Петр и Феврония. Их история - образец идеальной супружеской любви. Не случайно их Житие, составленное в XVI веке Ермолаем-Еразмом и столь не похожее на другие произведения этого жанра, было излюбленным чтением в Древней Руси и дошло до нас в огромном количестве списков. Согласно Житию, Петр был младшим братом муромского князя Павла. Ему удалось сразить мечом блудного змея, одолевавшего жену брата, но от попавших на него капель яда Петр заболел. Его вылечила простая девушка Феврония из рязанской деревни Ласково, которую он взял в жены. После смерти брата Петр унаследовал княжество, но бояре не желали подчиняться княгине-простолюдинке и вынудили Петра и Февронию уйти в изгнание. Когда в Муроме началась боярская междоусобица, народ потребовал возвратить законных правителей. В конце жизни князь и княгиня приняли монашеский постриг с именами Давид и Ефросинья, дали обет умереть в один день и час и завешали похоронить их в едином гробу. После их смерти горожане не решились положить монаха и монахиню в один гроб, но чудесным образом они два раза воссоединялись, после чего их похоронили согласно завещанию.
Текст Жития святых носит легендарный характер. Историки предполагают, что Петр - это муромский князь Давид, который правил с 1204 года и умер в схиме в 1228/29 году. Супруги были канонизированы в 1547 году, но в Муроме их культ существовал, очевидно, с конца XV века. Время обретения мощей неизвестно, но в 1636 году они уже лежали открытыми в особой раке.
Петр и Феврония как представители княжеского рода Рюриковичей считались покровителями царского дома. У их гроба в 1552 году, идя походом на Казань, молился Иван Грозный, в 1593 году царь Федор Иоаннович и царица Ирина приложили к раке святых шитый покров с их изображением. На иконах Петр и Феврония, как правило, изображаются на фоне града Мурома как его покровители. На нескольких больших житийных образах, некогда находившихся в муромских храмах, город представлен во всех подробностях, а маленькие фигурки святых помешены внутри городских стен. На небольших иконках, создававшихся для паломников, город лишь едва обозначался стеной на заднем плане. В целом, парная иконография Петра и Февронии уникальна и не имеет аналогов в русской иконописи.
На протяжении многих веков в разных странах жизнь преподобных обретала свои особенности, продиктованные местными условиями, и это находило свое отражение в их иконографии. Неизменным оставалось стремление святых обрести единение с Богом и оставить по себе тот духовный опыт, которым христиане всего мира пользуются для своего спасения и назидания.  Продолжение »
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23
Главная Убранства храмов Киоты Аналои Седалища Престолы Наши иконы Иконы1 Иконы 2 Иконы 3 Мастерская Статьи Контакты1 Проекты Ссылки