Проекты
                                                 "Древнерусская иконопись". Из книги В.Шумкова

                                                               4. Иконография преподобных

В первые века христианства, когда приверженцы новой веры вынуждены были отстаивать свои убеждения нередко ценой собственной жизни, основным путем обретения человеком святости было мученичество во имя Христа. Когда в IV веке христианство обрело статус легальной религии, перед людьми, жаждавшими праведной жизни открылась возможность бескровного подвига отшельничества и аскезы - путь монашеского служения. Слово «монах» переводится с греческого как «одинокий человек, отшельник». В русском языке оно имеет синоним «инок», что означает человека, ведущего иной образ жизни, отличный от мирского.
На протяжении столетий сотни людей, ставшие на этот путь, были причислены к лику святых. Сначала это были египетские, малоазийскис и греческие подвижники, которые почитаются во всем христианском мире. Со временем, по мере распространения христианства, свои преподобные появились у всех православных народов, а слава некоторых из них перешла за границы их собственной родины. Так, в России издавна почитают некоторых сербских и болгарских преподобных, а в славянских странах и Греции большим уважением пользуются русские святые, в первую очередь Сергий Радонежский и Серафим Саровский.
В иконописной традиции преподобных принято изображать в монашеских одеждах - рясе и накинутой на плечи мантии, иногда с покрытой капюшоном-куколем головой. Как правило, в облике святых старались учесть их индивидуальные внешние особенности, о которых упоминали знавшие их современники.
Колыбелью христианского монашества стал Египет, где почти одновременно в начале IV века возникло сразу три центра отшельничества. Первый был основан в 305 году на восточном берегу Нила Антонием Великим. Второй появился в 318 году в Фивейской пустыне, расположенной между Красным морем и Нилом в его среднем течении, благодаря подвижничеству Пахомия Великого. Третьим центром стала расположенная к югу от Александрии Нитрийская пустыня, где с 330 года подвизался ученик Антония Великого Макарий Египетский. Из этих мест правила монашеской жизни распространились со временем по всей земле - в Палестине, Сирии, Византийской империи, Римском Западе и Восточной Европе. Антоний Великий был известен и почитаем на Руси сразу после принятия христианства. Не случайно он стал святым покровителем основателя русского монашества Антония Печерского. Сохранившиеся изображения святого встречаются в русских храмовых росписях и иконах с XV века, прежде всего новгородских. В Новгороде он был особенно популярен, ему было посвящено несколько монастырских храмов. Возможно, этому способствовал тот факт, что местный новгородский святой Антоний Римлянин также носил имя основоположника монашества. На древних иконах Антоний Великий предстает в традиционном монашеском облачении, с головой, покрытой куколем. В Новое время святого иногда изображали посрамляющим бесов, что соответствует тексту его Жития: когда преподобный жил в полном уединении, его часто искушали бесы, избирая всевозможные изощренные способы, но всегда безуспешно. Этот сюжет был одним из излюбленных в иконографии западнохристианского мира, откуда он пришел в XVIII веке в Россию.
Первые монахи-отшельники стремились к безгрешной жизни, и, уходя в пустыню, они лишали себя возможности впускать грех через зрение, слух и речь, но оставались один на один со своими внутренними страстями. Еда их была чрезвычайно скудной, так же как и одежда. В христианской иконографии некоторые из них изображаются почти обнаженными, с иссушенной постом и аскезой плотью. Именно так традиция предписывает изображать трех аскетов-пустынников, прославившихся особой суровостью своего подвига - Макария Египетского, Онуфрия Великого и Петра Афонского. Нередко всех трех писали вместе, как на иконах-святцах из новгородского Софийского собора (конец XV века) или из суздальского Покровского монастыря (вторая половина XVI века).
Ученик Антония Великого Макарий подвизался в пустыне более 60 лет, живя в пещерах, выкопанных им самим. В последней из них он был похоронен после своей смерти в 390 году. Его имя носит выстроенный на этом месте монастырь - один из четырех действующих по сей день монастырей Нитрийской пустыни. На иконах он предстает в облике истинного аскета - с обнаженным телом, поросшим волосами, с длинной белой бородой и длинными спутанными прядями волос на голове. Согласно Житию, облик святого с юности отличался особой светозарностью. Именно таким изобразил Макария Феофан Грек в росписях новгородского храма Спаса-Преображения на Ильине улице в 1378 году - исхудавшая, обнаженная фигура с длинными седыми волосами и белой бородой, с едва различимым ликом излучает потоки света.  Продолжение »
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23
Главная Убранства храмов Киоты Аналои Седалища Престолы Наши иконы Иконы1 Иконы 2 Иконы 3 Мастерская Статьи Контакты1 Проекты Ссылки