Проекты
                                                         "Древнерусская иконопись". Из книги В.Шумкова

                                                               3. Как работали древнерусские художники


Перед тем как писать, высохший левкас тщательно полировали. Старинные рукописные "мастеровики" - руководства для художников - отмечают очень простой и удобный способ полировки - пучками сухого полевого хвоща. На гладкой, как мрамор, поверхности мастер-"знаменшик", то есть создатель композиции, наносил жидкой темной краской контуры фигуры или сцены. Если фон (по терминологии иконописцев - "свет") произведения, а также нимбы ("венцы") - сияющие окружности вокруг голов - предполагалось делать не краской, а золотом, то на левкас наносились золотые, тонко раскованные листочки. "Мастеровики" сообщают рецепт такой наклейки при помощи... чеснока. Натертая чесноком поверхность хорошо держит на себе золото - листовое или растертое в порошок, "твореное".
Изображение писали темперой и минеральными красками. Они готовились из цветных глин, растертых минералов, в том числе полудрагоценных - азурита, малахита, лазурита. Употребляли также свинцовые белила, сажу, ртутную киноварь, изредка растительные красители.
Распространено неверное мнение о том, что древнерусские художники пользовались только желтковой темперой, то есть разводили красители на водной эмульсии яичного желтка. На самом деле желток не был ни единственным, ни самым главным связующим древнерусской темперы. Письменные источники свидетельствуют, что связующим служили различные вещества, которые выбирались иногда в зависимости от цвета краски. Это были наряду с желтком осетровый клей, вишневая камедь - смола, выступающая летом на стволах вишен, и даже... ладан - благоухающие смолы экзотических хвойных деревьев, привозившиеся из стран Востока.
Темперная живопись не выцветает. Она хранит первоначальное звучание цвета сотни и даже тысячи лет. Но ее поверхность достаточно хрупка, она способна растрескиваться и даже распыляться. Для ее зашиты, как только высыхали краски, древние мастера обязательно покрывали живопись олифой. Ее долго, по особым правилам варили из льняного или макового масла. В дорогие сорта олифы, которая предназначалась для особо ценных произведений, добавляли истолченный в пудру и нагретый до жидкого состояния янтарь, придававший олифному покрытию теплый золотистый оттенок. Темперная живопись под олифой сверкала, сияла, переливалась драгоценным свечением звучных красок, чистых голубых, зеленых, золотисто-желтых, багряных, сочетавшихся с ровным горячим светом золота и холодным сверканием белил.
Но та же олифа обладала еще одним свойством. Со временем, особенно в сырости и темноте, она постепенно тускнела, становилась сероватой, коричневой, почти черной. Изображение едва просвечивало из-под темной ее коросты. В древности иконы поновляли двумя способами - или расчищали, удаляли темную олифу, или прямо по ней писали еще одно изображение, создавали, говоря современным языком, еще один живописный слой. О том, что расчистка была известна древним мастерам, имеется два рода свидетельств. Во-первых, реставраторы нашего времени часто встречают в иконах один живописный слой, положенный на более древний непосредственно, без олифной "прокладки". Это значит, что с более древнего из них была снята олифа. "Мастеровики" сохранили рецепты такой расчистки - с помощью накладывающейся на долгое время, чаще всего на ночь, материи, натертой растворенным в воде березовым щелоком - золой от березовых дров.
Но расчистка таким способом была трудоемка и не всегда осуществима. Поэтому стало все более распространяться поновление с помощью записи. Записывающие древнюю живопись художники не видели сквозь темное покрытие подлинных красок. Новый слой был по цвету более тусклым, темным. В XVIII - XIX веках поновлением занимались ремесленники. Так, постепенно, древнее русское искусство было забыто.
Час его открытия пробил в начале нашего столетия, когда была разработана техника реставрации в современном смысле этого слова, когда научились снимать поверхностные наслоения и открывать драгоценный, древний авторский слой...
Профессия реставратора - одна из самых сложных и терпеливых на земле. Как врач-хирург, который борется за жизнь человека, реставратор, размягчая на небольшом участке специальными растворителями все наносное, остро отточенным скальпелем или мягким тампоном осторожно открывает скрытое от людей веками - прекрасный мир древнего искусства. Возвращает его к жизни для нас, для будущих поколений.  Продолжение »
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23
Главная Убранства храмов Киоты Аналои Седалища Престолы Наши иконы Иконы1 Иконы 2 Иконы 3 Мастерская Статьи Контакты1 Проекты Ссылки