Проекты
                                                 "Древнерусская иконопись". Из книги В.Шумкова

                                                               4. Иконография преподобных

Никон Радонежский (ум. 1426) причислен клику святых в 1547 году. С тех пор в Троицкой обители существовала традиция парного изображения Сергия и Никона Радонежских, и такие иконы также на протяжении длительного времени писались монастырскими иконописцами, хотя и не так широко, как «Сергиево видение».
Сергий родился в семье ростовского боярина Кирилла и его жены Марии и был наречен при крещении Варфоломеем. Родители преподобного также причислены к лику святых. Они были похоронены у стен Покровского Хотькова монастыря, недалеко от Радонежа, куда семья была вынуждена переехать из Ростова и где Сергий провел свои детские и юношеские годы до ухода в пустынь. В XIX веке сложилась особая иконография, которая использовалась в иконах, писавшихся для паломников Покровского монастыря - «Сергий Радонежский перед гробами родителей».
Собираясь вести войска на Куликово поле для решающей битвы с ханом Мамаем, великий князь Дмитрий Донской приезжал в Троицкий монастырь, где Сергий благословил его и дал в помощь двух иноков - Андрея Ослябю и Александра Пересвета. В иконописи роль Сергия в Куликовской победе привлекла к себе особое внимание в XVII веке. Так к житийной иконе Сергия конца XVI века, хранящейся сейчас в Ярославском художественном музее, в 1680-х годах добавили внизу новую доску, на которой чрезвычайно подробно, эпизод за эпизодом проиллюстрировали Сказание о Мамаевом побоище. В Новое время в иконописи появляется самостоятельный сюжет благословения Сергием Дмитрия Донского - его использовал для своей иконы 1904 года знаменитый московский иконописец Василий Гурьянов.
Сергий Радонежский выделяется среди всех других русских преподобных значительным количеством учеников и последователей. Многие из его учеников имели своих учеников и передавали им наставления преподобного Сергия. Большинство из них уходило в необжитые места, где основывались монастыри, которые в Средние века были центрами учености и культуры. Постепенно вокруг монастырей возникали поселения, прокладывались дороги, развивалось землепашество и ремесла. В этом процессе, который вошел в историю под названием монастырской колонизации Русского Севера, ученикам Сергия принадлежала главная роль, хотя сами они преследовали другую цель. Как первые христианские отшельники, они уходили в бескрайние заволжские леса в поисках одинокого монашеского подвижничества. Ярославские и вологодские земли, где они селились, не случайно получили название Русской Фиваиды - в память египетской Фивейской пустыни, колыбели христианского монашества.
Кирилл Белозерский (ок.1337 - 1427) был одним из любимых учеников Сергия. В миру носивший имя Косма, он воспитывался после смерти родителей в семье родственника, боярина Тимофея Вельяминова, который был окольничим Дмитрия Донского. В возрасте около 30 лет он постригся в монахи в московском Симонове монастыре, где игуменом был племянник Сергия Федор. Сергий Радонежский, посещая эту обитель, часто беседовал с Кириллом. В 1397 году, уже будучи архимандритом Симонова монастыря, Кирилл вместе с духовным братом Ферапонтом ушел на Белоозеро и основал монастырь. Общерусское почитание возникло в первой половине XV века.
По местному монастырскому преданию, зафиксированному в середине XVI века, первый образ преподобного был написан еще при его жизни, в 1424 году, преподобным Дионисием Глушицким, основателем Глушицкого и Сосоновецкого монастырей. Происходящая из Кирилло-Белозерского монастыря икона, которую приписывают Дионисию Глушицкому, хранится в Третьяковской галерее. Она имеет небольшие размеры, и святой предстает на ней в очень необычном облике, по-видимому, точно передающем реальный облик этого человека: он невысок ростом, с согбенной спиной и покатыми плечами, с крупной головой и высоким лбом.
Иконы Кирилла, аналогичные по типу, создавались и позднее, поскольку первый образ очень почитался в обители. В то же время, более широкое распространение получили иконы святого традиционного варианта, где он не имеет острохарактерных черт и похож на других преподобных. Этот вариант присутствует в двух происходящих из Кириллова монастыря иконах конца XV - начала XVI века, выполненных, очевидно, знаменитым изографом Дионисием и хранящихся в Русском музее. Одна из них житийная, самая ранняя из известных. Житие святого составлено в 1462 году иеромонахом Пахомием Логофетом по рассказам знавших Кирилла при жизни и по заказу великого князя Василия Темного. В Житии подробно описывается бывшее Кириллу чудо, в результате которого он ушел на север. Во время чтения Акафиста в своей келье он услышал голос Богородицы, велевший ему идти в Белозерье, а в окне увидел разлившийся на севере свет. Этот сюжет обычно входит в состав клейм на житийных иконах чудотворца, но существовал и как отдельное изображение.  Продолжение »
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23
Главная Убранства храмов Киоты Аналои Седалища Престолы Наши иконы Иконы1 Иконы 2 Иконы 3 Мастерская Статьи Контакты1 Проекты Ссылки