Проекты
                                                     "Древнерусская иконопись". Из книги В.Шумкова

                                                                4. Иконография преподобных

Одна из самых ранних икон Явления Богоматери Сергию - обложенный серебряной басмой образ первой половины XVI века, происходящий из Соловецкого монастыря и хранящийся в музеях Московского Кремля. Ее композиция отличается ясностью и симметричностью. Событие происходит на условном архитектурном фоне, обозначающем монастырь. Вверху в синем небесном полукруге представлена Троица, которой была посвящена Сергиева обитель. Интересно, что на этой иконе Сергий представлен не с Михеем, который был свидетелем события, а со своим учеником Никоном, который при этом не присутствовал, но был ближайшим учеником и преемником Сергия. Во время игуменства Никона в монастыре не только произошло прославление Сергия, но был также выстроен каменный Троицкий собор, который тогда же был украшен иконами письма Андрея Рублева и Даниила, в том числе, знаменитой «Троицей».
Никон Радонежский (ум. 1426) причислен клику святых в 1547 году. С тех пор в Троицкой обители существовала традиция парного изображения Сергия и Никона Радонежских, и такие иконы также на протяжении длительного времени писались монастырскими иконописцами, хотя и не так широко, как «Сергиево видение».
Сергий родился в семье ростовского боярина Кирилла и его жены Марии и был наречен при крещении Варфоломеем. Родители преподобного также причислены к лику святых. Они были похоронены у стен Покровского Хотькова монастыря, недалеко от Радонежа, куда семья была вынуждена переехать из Ростова и где Сергий провел свои детские и юношеские годы до ухода в пустынь. В XIX веке сложилась особая иконография, которая использовалась в иконах, писавшихся для паломников Покровского монастыря - «Сергий Радонежский перед гробами родителей».
Собираясь вести войска на Куликово поле для решающей битвы с ханом Мамаем, великий князь Дмитрий Донской приезжал в Троицкий монастырь, где Сергий благословил его и дал в помощь двух иноков - Андрея Ослябю и Александра Пересвета. В иконописи роль Сергия в Куликовской победе привлекла к себе особое внимание в XVII веке. Так к житийной иконе Сергия конца XVI века, хранящейся сейчас в Ярославском художественном музее, в 1680-х годах добавили внизу новую доску, на которой чрезвычайно подробно, эпизод за эпизодом проиллюстрировали Сказание о Мамаевом побоище. В Новое время в иконописи появляется самостоятельный сюжет благословения Сергием Дмитрия Донского - его использовал для своей иконы 1904 года знаменитый московский иконописец Василий Гурьянов.
Сергий Радонежский выделяется среди всех других русских преподобных значительным количеством учеников и последователей. Многие из его учеников имели своих учеников и передавали им наставления преподобного Сергия. Большинство из них уходило в необжитые места, где первое Житие, написанное в 1417 - 1418 годах учеником Сергия Епифанием Премудрым, иноком Троицкой обители. В середине XV века этот текст был переработан и дополнен сербом Пахомием Логофетом, который включил в него описания обретения мощей и посмертных чудес святого.
С XVI столетия на Руси было создано очень много икон преподобного Сергия, в том числе и житийных. Многие из них писались непосредственно в Троицком монастыре. В 1640-х годах келарь монастыря Симон Азарьин создал новую редакцию Жития святого, включившую многие посмертные чудеса, которые иконописцы очень скоро стали иллюстрировать в клеймах житийных циклов на иконах Сергия.
Некоторые эпизоды Жития со временем выделились в самостоятельные сюжеты икон. Так, уже в конце XV века появилась отдельная иконография так называемого «Сергиева видения». В ее основу лег эпизод из раннего Жития, в котором рассказывается о том, как однажды, когда Сергий, находясь вечером в своей келье вместе с келейником Михеем, совершал молитвенное правило, ему явилась Богоматерь в сопровождении апостолов Петра и Павла. Этот сюжет стал излюбленным в монастыре и на протяжении столетий повторялся на иконах, создававшихся в монастырских иконописных мастерских для паломников. Со временем композиция таких икон претерпела некоторые изменения, в ней появлялись дополнительные детали. Так в Новое время более подробно изображалась келья Сергия, где непременно видны его иконы - «Богоматерь Одигитрия» и «Святитель Николай», очень почитавшиеся в обители и сохранившиеся до нашего времени. Более эмоционально изображаются Сергий и Михей - первый падает на колени перед Богородицей, второй прикрывает лицо краем одежд. В изначальном же варианте композиция отличалась гораздо большей строгостью.
Одна из самых ранних икон Явления Богоматери Сергию - обложенный серебряной басмой образ первой половины XVI века, происходящий из Соловецкого монастыря и хранящийся в музеях Московского Кремля. Ее композиция отличается ясностью и симметричностью. Событие происходит на условном архитектурном фоне, обозначающем монастырь. Вверху в синем небесном полукруге представлена Троица, которой была посвящена Сергиева обитель. Интересно, что на этой иконе Сергий представлен не с Михеем, который был свидетелем события, а со своим учеником Никоном, который при этом не присутствовал, но был ближайшим учеником и преемником Сергия. Во время игуменства Никона в монастыре не только произошло прославление Сергия, но был также выстроен каменный Троицкий собор, который тогда же был украшен иконами письма Андрея Рублева и Даниила, в том числе, знаменитой «Троицей».  Продолжение »
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23
Главная Убранства храмов Киоты Аналои Седалища Престолы Наши иконы Иконы1 Иконы 2 Иконы 3 Мастерская Статьи Контакты1 Проекты Ссылки