Проекты
                                                      "Древнерусская иконопись". Из книги В.Шумкова

                                                                     4. Иконография преподобных

Онуфрий Великий (ок.320 - ок.390) был рожден в семье персидского царя, а в 10 лет ушел в египетскую пустыню, где прославился аскетизмом, подражая пророку Илие и Иоанну Предтече. Согласно Житию святого, в течение первых 30 лет ангел приносил ему хлеб и воду, а также причащал его, а затем рядом с его пещерой выросла финиковая пальма и забил источник. Житие святого записал с его слов преподобный Пафнутий, автор Лавсаика - сборника жизнеописаний египетских подвижников.
Поскольку мощи преподобного после крестовых походов оказались в Риме, а позднее - в Мюнхене, его широко почитали как на востоке, так и на западе христианского мира. На Руси он был популярен в Новгороде, где ему в 1420 году был посвящен храм, а в XVI веке святого изобразили на полях чудотворной иконы Богоматери Знамение. Онуфриевская церковь была и на далекой окраине новгородских земель в Соловецком монастыре, откуда происходит редчайшая житийная икона святого первой половины XVIII века, ныне хранящаяся в Музее-заповеднике «Коломенское». Перенос мощей Онуфрия в середине XVIII века в Краков стал причиной большого интереса к нему в западнорусской (белорусской и украинской) иконе Нового времени.
Онуфрия всегда изображают с длинными всклокоченными седыми волосами и непомерно длинной, до земли, седой бородой - знак отшельника, презревшего свою плоть. Его нагое тело слегка прикрывает повязка из листьев кактуса - единственного растения, произраставшего в пустыне, где он жил. В западнорусской иконе часто встречается особый сюжет, пришедший из живописи итальянского Ренессанса - причащение преподобного ангелом.
Память святого Онуфрия отмечается 12/25 июня, одновременно с Петром Афонским, который прославился спустя четыре столетия. Петр - родоначальник отшельнической жизни на Святой горе Афон, где он провел 53 года до своей смерти в 734 году. Культ этого святого был распространен преимущественно в восточнохристианских странах. В Новгороде он вместе с Онуфрием был изображен в XVI веке на полях иконы Богоматери Знамение, откуда, по-видимому, и берет начало иконография парного изображения этих подвижников, широко распространившаяся в русской иконописи позднего времени. Обликом на иконах Петр очень схож с Онуфрием, но его волосы и борода изображались более короткими.
В те же годы, когда в Египте начинает распространяться отшельничество и монашество, в Сирии появляются приверженцы подвижничества совершенно особого рода, которое получило название столпничества. Жаждущие молитвенного уединения не просто уходили в пустыню, но еще и затворяли себя от мира на высоком каменном столпе, проводя на его вершине долгие годы. В глазах современников столпники были отмечены особой близостью к Богу не только в силу крайности их аскезы, но благодаря тому, что на столпе они находились ближе к небу. Основоположником столпничества был Симеон, подвизавшийся в IV - V веках в Антиохии Сирийской и проведший последние 36 лет своей жизни на вершине столпа, никогда с него не спускаясь. Все остальные столпники были его учениками и последователями. Этот вид подвижничества как массовое явление просуществовал сравнительно недолго. Отдельные столпники известны и в более позднее время, но скорее как исключение.
Помимо оригинальности подвижничества популярности Симеона Столпника способствовало то обстоятельство, что его память приходится на 1/14 сентября, с которого начинается церковный год в православии. Симеона на Руси называли летопроводцем, то есть начинающим год.
Столпники в русской иконописной традиции имеют довольно развитую иконографию. Самый простой вариант их изображения - фронтальная полуфигура на вершине столпа - встречается с XIII века. В таком облике изобразил столпников в момент наивысшего духовного просветления и явления им Божественной Троицы Феофан Грек в росписях небольшой молельни на хорах Спасо-Преображенского собора в Новгороде (1378). В иконописи XV века появляются дополнительные подробности - крылечки у входа в столп, кивории над верхней площадкой, где сидит святой, а также такая бытовая деталь, как подвешенные к столпу на веревках кувшинчики с водой и едой, которые местные жители приносили подвижникам, а те поднимали их к себе наверх.
Среди восточнохристианских преподобных особое место принадлежит Иоанну Лествичнику (ок.525 - 606), автору самого авторитетного и известного аскетического сочинения - «Лествицы», на протяжении многих столетий служащей руководством для православного монашества. Память святого отмечается церковью дважды - 30 марта / 12 апреля и в четвертое воскресенье Великого поста.
Из Жития святого, составленного его современником Даниилом Раифским, известно, что в возрасте 16 лет Иоанн пришел на Синай в Спасо-Преображенский монастырь, основанный на месте явления пророку Моисею Неопалимой Купины. Там он был в послушании у преподобного Мартирия Синайского, а после его смерти удалился в лежащую неподалеку долину Фола, где 40 лет прожил в пещере в полном одиночестве. По возвращении в Синайский монастырь, уже в возрасте 75 лет он стал его игуменом и написал по просьбе настоятеля соседнего Раифского монастыря «Лествицу», над которой размышлял в годы своего отшельничества. Это сочинение состоит из 30 глав, последовательно описывающих ступени духовного восхождения человека от земного к небесному.  Продолжение »
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23
Главная Убранства храмов Киоты Аналои Седалища Престолы Наши иконы Иконы1 Иконы 2 Иконы 3 Мастерская Статьи Контакты1 Проекты Ссылки