Проекты
                                                    "Древнерусская иконопись". Из книги В.Шумкова

                                                                 4. Иконография преподобных

Свою особую иконографию, известную в русской иконописи с конца XVI века, имел преподобный Герасим (ум. 451), уроженец Каппадокии, подвизавшийся с юных лет в палестинской Иорданской пустыне. В Житии святого есть эпизод, где повествуется о льве, который стал преданным другом Герасима после того, как тот сумел вынуть у него из тела занозу. Этот сюжет, говорящий о восстановлении через обретение человеком святости взаимной любви между всеми земными тварями, нарушенной грехопадением, очень полюбился русским иконописцам. Особенно часто встречается он в произведениях народной иконописи XVIII века.
Вскоре после принятия христианства монашество стало утверждаться и на Руси, появились свои первые преподобные. Как уже говорилось, один из родоначальников русского монашества, Антоний Печерский (ум. 1073), получил свое монашеское имя в честь Антония Великого, основоположника христианского монашества. Он долгие годы подвизался на Афоне, где был пострижен в монахи, а по возвращении в Киев основал близ города первую русскую обитель - Киево-Печерский монастырь. Его сподвижник Феодосии Печерский был наречен именем преподобного Феодосия Великого (424 - 529), с которым связано возникновение общежительного монашества. Поэтому не случайно, что именно Феодосии Печерский в бытность игуменом Киевской обители ввел в ней общежительный устав.
Связь между киевскими святыми и их тезоименитыми предшественниками хорошо осознавалась в Древней Руси, даже иконография Антония и Феодосия Печерских соответствовала иконографии Антония и Феодосия Великих: оба Антония писались в куколе, а оба Феодосия - с непокрытой головой. Это нередко затрудняет однозначное определение того, какой из двух одноименных святых изображен на иконе, если на ней нет уточняющей надписи.
Оба киевских святых были канонизированы уже в XII веке. Известно, что тогда в Печерском монастыре были иконы обоих чудотворцев, которые настоятель монастыря заказывал греческим художникам, но они не дошли до наших дней. Самое древнее изображение подвижников сохранилось на иконе Богоматери Печерской, происходящей из Свенского монастыря под Брянском, которая хранится в Третьяковской галерее и датируется концом XIII века. Считается, что она является списком чудотворной иконы Киево-Печерского монастыря. Эта иконография долгое время была мало распространена на Руси, но вскоре после присоединения Киева в 1654 году к Московскому государству интерес к ней заметно возрастает. Киевские святыни начинают восприниматься как общерусские, и их списки активно создаются в среде придворных иконописцев. Образ Богоматери Печерской во второй половине XVII - начале XVIII века повторяли Симон Ушаков, Алексей Андреев, Иван Александров. В позднее время списки с нее массово писались в самом Киеве для многочисленных паломников. На Печерской иконе Богоматерь восседает с Младенцем на коленях на высоком седалище, а преподобные стоят по сторонам от нее внизу, и их обеими руками благословляет Христос. В XVII веке древнюю иконографию дополнили изображениями двух ангелов, фланкирующих Богородицу.
В середине XVII века к лику святых были причислены монахи, чьи жития описаны в Киево-Печерском патерике - древнейшем русском агиографическом сочинении, составленном в XII - XIII веках. Мощи этих подвижников пребывают в расположенных под землей, на высоком берегу Днепра пещерах. Традицию монашеской жизни в пещерах привез на Русь Антоний Печерский, но она не прижилась в более суровом киевском климате, и в монастырских пещерах только хоронили.
Канонизация Печерских подвижников повлекла за собой создание иконографии собора Печерских чудотворцев, где они изображались все вместе в той последовательности, в какой в Патерике расположены их жития. Первоначально эта иконография была воплощена в гравюре, выполненной киевским мастером Ильей и вошедшей в состав иллюстраций Патерика, изданного в типографии Киево-Печерской лавры в 1661 году. Эта гравюра послужила образцом для многих иконописцев, в частности, для известного мастера московской Оружейной палаты Кирилла Уланова, который на своей иконе 1721 года дополнил изображением собора киевских чудотворцев традиционную иконографию Богоматери Печерской.
Во втором крупнейшем городе Древней Руси - Новгороде Великом - становление монашества связано с именами Антония Римлянина и Варлаама Хутынского. Первый был выходцем с Запада, о чем говорит его прозвище: «римлянин» в данном случае означает «приверженец римской церкви». По преданию, он приплыл в Новгород на камне, на котором был унесен в море и плавал два года, прежде чем пристал к берегу Волхова и узнал от греческого купца, куда его вынесло провидение. На том месте, где Антоний ступил на землю, он основал посвященный Богородице монастырь, каменный собор которого был выстроен еще при жизни преподобного. Антоний Римлянин умер в 1147 году, но его почитание началось гораздо позже, только в первой половине XVI столетия. В это время камень, на котором он приплыл, был вмонтирован в стену собора, и на нем изображен сам святой. Канонизирован в 1597 году, когда были обретены его мощи.  Продолжение »
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23
Главная Убранства храмов Киоты Аналои Седалища Престолы Наши иконы Иконы1 Иконы 2 Иконы 3 Мастерская Статьи Контакты1 Проекты Ссылки