Проекты
                                                   "Древнерусская иконопись". Из книги В.Шумкова

                                                                 4. Иконография преподобных

Уникальная по своей композиции икона на этот сюжет, хранящаяся в Третьяковской галерее, происходит из Белозерска. Она подробно иллюстрирует события, произошедшие незадолго до кончины святого. Александр захотел построить каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы и пригласил для этого мастеров из Москвы. Когда заложили основание, то на месте алтаря преподобному явилась Богоматерь с Младенцем в окружении множества ангелов и предсказала процветание обители на многие годы. Слева изображены одна над другой три сцены, предшествовавшие явлению. Внизу Александр и его ученик Афанасий читают акафист Богородице, выше - Александр предупреждает ученика о Ее явлении, еще выше - Александр держит за руку и выводит за собой из кельи испуганного Афанасия. В центре в окружении ангелов представлена Богородица с Младенцем на престоле, ниже, около фундамента храма, дважды изображен Александр слушающим слова Богородицы и падающим перед ней ниц. Внизу справа - рабочие, несущие строительные материалы, а над ними - сцена беседы Александра с монахом Исайей.
Среди преподобных, подвизавшихся в Поволжье, наиболее чтимым и известным был Макарий Желтоводский и Унженский (1349 - 1444), основатель нескольких монастырей в нижегородских и костромских землях, которые по примеру преподобного Сергия посвятил Троице. Макарий родился в Нижнем Новгороде, где в отроческом возрасте постригся в Печерском монастыре втайне от родителей. Вскоре, в поисках уединения, он ушел на Волгу близ озера Желтые Воды и занимался миссионерством среди местных народов - мордвы, черемисов и чувашей. Василий Темный помог ему основать здесь монастырь. Во время татарского нашествия обитель была разграблена, а Макарий взят в плен. Получив свободу, он ушел в костромские земли, где основал Решемскую пустынь на Волге и Троицкий монастырь на реке Унже.
Преподобный Макарий Унженский до официальной канонизации пользовался местным почитанием в костромских и нижегородских землях, где его называли соответственно Унженским и Желтоводским по основанным им местным монастырям. В 1532 году в соборе-Рождества Богородицы в Солигаличе ему был посвящен особый придел в память спасения города от татар заступничеством Макария. Тогда же, по-видимому, были созданы первые иконы святого.
Царь Михаил Федорович Романов дважды посетил Макарьев Унженский монастырь - в 1612 и 1619 годах. По преданию, он также скрывался в этой обители в период Смуты. Собственное спасение и освобождение из польского плена своего отца митрополита Филарета Михаил Федорович связывал с чудесной помощью преподобного. В его царствование состоялась канонизация нескольких костромских подвижников, и особое место среди них принадлежало Макарию Унженскому и Иакову Железноборовскому, которые воспринимались как личные покровители семьи Романовых.
Иаков Железноборовский (ум. 1451) - основатель Иоанно-Предтеченского монастыря близ города Буя, ученик и постриженик Сергия Радонежского. Его мощи были обретены в 1613 году, через несколько дней после восшествия на царский престол Михаила Федоровича Романова. Преподобный происходил из местного костромского боярского рода Аносовых, который, возможно, находился в родстве с боярами Шестовыми, из которых происходила мать нового царя. Обретение его мошей рассматривалось современниками как знак покровительства святого царской семье. Одна из первых икон, изображающая обоих преподобных, была, по-видимому, заказана костромским Ипатьевским монастырем. Преподобные на ней представлены с иконой Троицы, которая повторяет храмовый образ обители.
Среди икон преподобного Макария значительную часть составляют «иконы основания», причем у этого святого существовало два типа такой иконографии. В равной мере популярны были образы, где он предстает на фоне Желтоводского и Унженского монастырей. Чрезвычайно редко и только в костромских землях встречаются образы, где представлено упомянутое чудо о спасении града Солигалича. Они основаны на одном из фрагментов пространной редакции Жития Макария Унженского, составленной во второй половине XVII века, в котором говорится, что при нашествии на город татар по молитве жителей Макарий явился на белом коне и с копьем, что решило исход битвы. На подобной иконе, написанной в середине XVIII века, интересно изображение монастыря и города с рассольными колодцами - характерной особенностью Солигалича, где издавна добывалась соль.
В костромских пределах подвизался ученик и постриженик Сергия Радонежского Авраамий, именуемый Городецким, Галичским и Чухломским, основатель многочисленных монастырей. По благословению Сергия после многих лет жизни в Троицком монастыре Авраамий ушел в Заволжье, где на берегу Галичского озера обрел икону Богоматери Умиление. На месте обретения образа князь Дмитрий Федорович основал Авраамиев Новозаозерский монастырь. Вскоре Авраамий основал здесь еще две пустыни, посвященных Богоматери - Ризположенскую и Собора Богородицы. Затем святой ушел далее, на Чухломское озеро, где основал Покровский монастырь. Здесь он и умер в глубокой старости в 1375 году (возможно, после 1389). Житие его было составлено в середине - второй половине XVI века местным игуменом Протасием, а канонизация состоялась в 1621 году.  Продолжение »
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23
Главная Убранства храмов Киоты Аналои Седалища Престолы Наши иконы Иконы1 Иконы 2 Иконы 3 Мастерская Статьи Контакты1 Проекты Ссылки