Проекты
                                                   "Древнерусская иконопись". Из книги В.Шумкова

                                                                     4. Иконография преподобных

В Белозерье помимо Кирилла в XV - XVI веках подвизалось еще несколько преподобных, основывавших монастыри. Вместе с Кириллом они представлены на иконе «Собор Белозерских чудотворцев» первой четверти XVIII века из собрания Музея имени Андрея Рублева. Традиция изображения наиболее почитаемых в какой-либо местности святых на одной иконе в это время была достаточно широко распространена. Святые изображены на фоне основанных ими монастырей, некоторые из которых имеют каменные, а другие деревянные постройки. Они молятся Богоматери и благословляющему их Младенцу Христу. Кирилл представлен среди них первым, за ним и чуть выше - его сподвижник Ферапонт, который основал рядом с Кирилловым свой собственный монастырь, собор которого позднее украсил фресками Дионисий. Самая верхняя фигура - ученик Кирилла Мартиниан Белозерский (1398 - 1483), основатель Вожеозерского монастыря, видный писатель и просветитель своего времени, основатель библиотеки Ферапонтова монастыря, где подвизался последние годы жизни. Ниже него - одетый в монашеский куколь Нил Сорский (1433 - 1508), основатель скита на реке Соре, писатель, идеолог так называемого «нестяжательства». Остальные преподобные - постриженики Корнилиево-Комельского монастыря, основанного учеником Кирилла Белозерского Корнилием. Припавший к земле - Даниил Шужгорский (XVI века), основатель Спасо-Преображенского монастыря на реке Шужгоре; над ним Иродион Илоезерский (ум. 1541) и Филипп Ирапский (ум. 1527). Первый основал Рождественскую Озадскую пустынь на озере Ило, второй - Красноборскую пустынь между реками Большой и Малый Ирап. Выше них представлен Кирилл Новоезерский (ум. 1532), основатель Воскресенского монастыря на Новом озере.
Самый отдаленный из русских северных монастырей - Соловецкий - также обязан своим основанием постриженнику Кирилло-Белозерского монастыря Савватию (ум. 1435). Сначала он перебрался в Преображенский монастырь на Валааме, а в 1430-х годах в поисках уединения вместе с монахом Германом с Выга поселился на Соловках. Через некоторое время Герман ушел на Онегу, и Савватий остался на острове один. Предчувствуя свою кончину, он вернулся на материк, на карельский берег, где умер в деревне Сороки. Год спустя монах Зосима, уроженец Обонежья, встретив Германа, узнал об этом острове, и они вместе вновь поселились на нем. Позднее здесь возник Преображенский монастырь, игуменом которого в 1452 году стал Зосима. При нем на Соловки были перенесены мощи преподобного Савватия, и началось его местное почитание. Зосима, Савватий и Герман Соловецкие были канонизированы в 1547 году.
Иконы Зосимы и Савватия Соловецких появились довольно рано и имели широкое распространие в отличие от Германа Соловецкого, чьи изображения встречаются гораздо реже. Еще при жизни Зосимы над гробом Савватия была поставлена икона преподобного, привезенная на Соловки знавшим его при жизни новгородским купцом Иоанном. Первый парный образ Зосимы и Савватия был написан в 1478 году игуменом Досифеем, который был также автором их Жития. Со временем текст этого Жития подвергся многочисленным переработкам и дополнениям.
Если на иконе Досифея преподобные были просто представлены в молении к Христу, то на более поздних образах стали появляться дополнительные детали. Так в XVI - XVII веках нередко их изображали держащими в руках модель монастыря или монастырь был представлен внизу на поземе. Очень оригинальный вариант, когда монастырь изображается очень подробно, а фигурки святых уменьшены в размерах и помешены внутрь монастырского ансамбля, появился вскоре после 1615 года, когда в Соловецкой обители была выстроена иконописная палата, где создавались многочисленные иконы святых для прибывавших на остров паломников. В конце XVII века для этих целей начали печатать гравюры, в которых монастырь представал переданным по законам прямой перспективы, во всех архитектурных и топографических подробностях, с пояснительными текстами. Одна из ранних гравюр такого рода была выпушена известным гравером Василием Андреевым в 1699 году. Она нередко служила образцом для иконописцев, в частности, для вологодского мастера начала XVIII века Ивана Маркова.
Другой известный северный монастырь - Троицкий Александро-Свирский - был основан в 1506 году преподобным Александром (1448 - 1533), канонизированным уже через 14 лет после своей кончины. В миру святой носил имя Амос и был уроженцем тех мест, где впоследствии подвизался. Тайком от родителей он ушел на Валаам, где спустя семь лет принял монашеский постриг, а спустя еще семь лет переселился на реку Свирь. Александр Свирский выделяется среди всех русских преподобных тем, что ему единственному являлись при жизни и Богородица и Святая Троица, которой он посвятил свою обитель. Древнейшая икона святого была написана ко времени его общерусского прославления в 1547 году и представляет собой житийный образ с 129 клеймами, подробно иллюстрирующими текст Жития, которое составил по благословению митрополита Московского Макария и архиепископа Новгородского Феодосия преемник Александра по игуменству Иродион. Этот образ находится в Успенском соборе Московского Кремля. Затем, возникнув как житийные клейма, получили самостоятельную жизнь и отдельные иконографии чудесных явлений Александру Свирскому. Явление ему Божественной Троицы в виде трех ангелов стало излюбленным сюжетом раздаточных икон Александро-Свирского монастыря. Изображения Видения святому Богородицы встречается гораздо реже.  Продолжение »
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23
Главная Убранства храмов Киоты Аналои Седалища Престолы Наши иконы Иконы1 Иконы 2 Иконы 3 Мастерская Статьи Контакты1 Проекты Ссылки